Одинокий медведь(Выставка картин Н.Рериха)

Общеизвестно, что картины Николая Рериха трудно фотографировать — даже самая современная фотоаппаратура не может передать света, идущего от картин, который видишь воочию. Впрочем, об этом, как и обо всём другом, мы забыли сразу же, едва вошли в зал Ростовского музея изобразительных искусств, где проходило открытие выставки «Певец священных гор». 42 подлинника из серии «Гималаи» впервые привезли в Ростов из Москвы сотрудники общественного Центра-музея имени Николая Рериха.

 

 

Когда Юрий Гагарин вернулся из своего полёта в космос, он сказал: «Необыкновенно, как на картинах Рериха». Действительно, таков цвет неба в Гималаях, такова игра света и красок, которую наш космонавт увидел из космоса.

Можно положиться на мнение искусствоведов и рассматривать картины Рериха как великого мастера, в совершенстве овладевшего темперной техникой, а можно отдаться велению чувств и собственному восприятию.

Горы и космос. Космос вокруг, космос внутри нас, тех, кто видит и чувствует энергетику Гималаев. Каждая картина удивительна, ни одна из них не повторяется — художник писал их в разное время года, суток. Ещё более поражает то, что многое написано по памяти.

Глядя на эту немыслимую энергетику гор, выраженную в цвете, можно подумать о том, почему Николай Рерих называл себя «Одиноким медведем». Не волком, нет...

Может быть, потому что обладал легкоранимой душой человека, открытой всем ветрам?

Куратор выставки Александр Прохорычев (на фото крайний слева) рассказал, что выставка Рериха проходит в Ростове уже в восьмой раз. Любят его картины ростовчане, вот и просят привозить ещё и ещё. Подарок же музея поклонникам заключается в том, что его сотрудники спустя десятилетия смогли выяснить названия гималайских этюдов (раньше они выставлялись безымянными), и в наш город они приехали уже с уточнёнными названиями: «Кашмир», «Ладак», «Кулута»... Впервые представлен в Ростове портрет Николая Рериха, написанный его младшим сыном Святославом.

Есть время вспомнить, что Николай Рерих был художником и философом, устремлённым в далёкие пространства и миры, и много писал о том, что мы не одиноки на Земле. Если же учесть, что он был символистом, и горы — это восхождение, то пусть каждый побывавший на выставке найдёт свой кусочек Гималаев, чтобы на Донской земле по-своему восходить к этим высотам.

Одновременно в Донской государственной публичной библиотеке (3-й этаж) проходит выставка «По маршруту мастера» художественных фоторабот Людмилы Шапошниковой. Это генеральный директор Центра-музея имени Н. Рериха, учёный-востоковед, писатель.

Именно она стала доверенным лицом семьи Рерихов, выполнив их просьбу вернуть рериховское наследие на родину. Картины, архив Рерихов с её помощью были перевезены в 1989 году в Москву. Там, в бывшей усадьбе Лопухиных, после реставрации открылся общественный Центр-музей.

Фоторабот много, и у каждой стоит задержаться. Посмотреть на выражение лица буддийского монаха, встреченного путешественницей в Тибете, сравнить его взгляд со взглядом мудреца с Алтая и увидеть в их сходстве связь древнейших этапов культурной эволюции человека.

Ну а нам, ростовчанам, особенно приятно знать, что Людмила Шапошникова родилась в Новочеркасске. Её отцом был известный русский путешественник Потанин, а бабушка Мария — урождённая Трубецкая. В 1974-1980 годах Шапошникова совершила несколько поездок на Алтай, в Монголию, Индию, Малый Тибет, повторив маршрут великой Центрально-Азиатской экспедиции Николая Рериха. В честь нашей землячки астроном Николай Черных открытую им малую планету № 9717 назвал lyudvasilia.

Экспозиция «По маршруту мастера» будет демонстрироваться до конца ноября.

Организаторы выставки «Певец священных гор» привезли в Ростов большой фотоархив, фильмы о творчестве и жизни семьи Рерихов — их показ идёт в Ростовском музее изобразительных искусств (пр. Чехова, 60). Выставка продлится до начала января 2013 года.

Ольга Смысленко 

 

Направления: