Сравнение методик Ци Гун - терапии

Вестник ТГПИ №1 / 2011
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ Раздел VI . Безопасность жизнедеятельности и физической культуры

П.В. Хало, С.В. Кицын СРАВНЕНИЕ МЕТОДИК ЦИ ГУН-ТЕРАПИИ С ДРУГИМИ ИЗВЕСТНЫМИ МЕТОДАМИ АКТИВАЦИИ РЕЗЕРВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

На XXIX Летних Олимпийских Играх в Пекине результаты китайских спортсменов вызвали шок у многих специалистов. Например, китайская пловчиха Лю Цзыгэ, ранее проявлявшая себя как посредственная спортсменка, вдруг неожиданно завоевала золотую медаль в плавании баттерфляем. Подобная невероятная трансформация произошла и с китайской тяжелоатлеткой Лю Чуньхун, которая прибавила к мировому рекорду сразу 10 кг. «В спорте бывают неожиданности, но результаты китаянок ‑ это уже из области фантастики», ‑ сказал российский тренер Владимир Сафонов. На Пекинских Олимпийских Играх наблюдались десятки подобных волшебных превращений рядовых спортсменов, в мировые рекордсмены. Всего Китай на этой Олимпиаде получил 51 золотую медаль против 36 и 23 золотых медалей США и России. При этом ни один китайский спортсмен не был уличен в применении допинга. Причина, по всей видимости, кроется в применении новых методов активации резервных возможностей организма человека. Вместе с тем, китайская сторона свои методы подготовки спортсменов хранит в строжайшей секретности [7].

Современный спорт высоких достижений, как и ряд других экстремальных видов деятельности человека (космонавтика, проведение боевых, антитеррористических, спасательных операций и пр.), характеризуется глубочайшими метаболическими изменениями и функциональными перестройками всех органов и систем организма. Поэтому остро стоит вопрос о разработке новых научно-исследовательских направлений по повышению биологических резервов человека через оптимизацию работы его функциональных систем. Таким направлением, по мнению ряда специалистов, могут стать методы внедрения в физкультурно-спортивную деятельность Китая переосмысленных древних национальных психопрактик Ци Гун [5].

В современном Китае под термином Ци Гун (дословно ‑ работа с энергией) понимается главным образом лечебно-оздоровительной система, включающая различные методы работы с некой психической энергией «Ци». Семантика термина «Ци» многозначна , это и эфир (субстанция в китайской натурфилософии), и ярость (аналогично древнеславянской священной силе Яр), и воздух (аналогично индийской пране), и жизненная сила и т д. Под иероглифом Гун понимается работа, искусство, умение [8].

Ци Гун, по некоторым данным, насчитывает более 7 тысяч лет, он базируется на трех основных концепциях, единых для китайской натурфилософии: Инь-Ян (два противоположных и взаимосвязанных начала, присущих всей Вселенной), теории энергетических каналов и биоактивных точек, У-Син (пять первоэлементов) [8].

Концепция пяти первоэлементов определяет классификацию Чжун И Сюэ (пять методов) китайской медицины. Четырьмя из них являются Ду Яо ‑ лечение с помощью ядов и медикаментов (фармакотерапия), Цзю Бин применение тлеющей травы и прижиганий (термогенотерапия), Бянь Ши ‑ лечение минералами (минералопунктура) и Цзю Чжэнь ‑ укалывание девятью металлическими иглами (акупунктура). Считается, что эти методы применимы для простолюдинов, так как соотносились соответственно с элементами Дерево, Огонь, Почва и Металл. Сами же китайские врачи традиционно, помимо вышеописанных методов, поддерживали собственное здоровье методом Дао Инь Ань Цяо ‑ лечение водой [6].

Вместе с тем передача знаний в практиках Ци Гун, как и во многих других древних мистических системах происходит непосредственно от учителя к ученику, путем невербального научения т.е. неформализуемых методов формирования и передачи определенных режимов работы функциональных систем организма. Этот факт долгое время затруднял научное изучение этих феноменов.

Широкие исследования в этой области начались в 80-е годы прошлого века, почти сразу в научных центрах нескольких городов нашей страны: Москве, Ленинграде, Новосибирске и др., в том числе и Таганроге (ОКБ «Ритм»). Было выявлено, что в процессе выполнения любых психотехник возникают новые, быстро и непрерывно перестраивающиеся, функциональные режимы работы организма, несвойственные обычному состоянию сознания. Эти режимы можно наблюдать по динамическим картинам собственных физических полей и излучений организма. В качестве таких излучений выступали инфракрасное (связанное с изменением функциональной динамики кровотока в кожных покровах), радиотепловое и акустотеповое (связанное с изменением температуры и функциональной динамики метаболизма и кровотока во внутренних органах и мышцах), а также электрические и магнитные поля (генерирующиеся биоэлектрическими источниками мозга, сердца, нервов и мышц), хемилюминесценция (характеризующая насыщение тканей кислородом и уровень антиоксидантов) [3; 11].

Особых успехов в этой области удалось достичь доктору физико-математических наук Э. Годику из института исследования Земли и Океана (г. Москва). Его группе удалось определить,  что все вышеперечисленные излучения и поля бессознательно воспринимаются на подпороговом уровне, различными сенсорными системами организма. Таким образом, может осуществляться передача различных типов работы функциональных систем организма непосредственно от учителя к ученику, по принципу автоподстройки частоты генератора [3].

Вместе с тем, психопрактики Ци Гуна имеют не только много общего с другими методами активации резервных возможностей человека, но и с данными современной медицины. Например, согласно классической теории Ци Гун в организме функционирует два вида «дыхательной энергии» - Ци. Одна закладывается в эмбриональном периоде и называется Юань Ци (изначальная Ци), или Сянь Тянь Ци (энергия прежнего неба, т.е. врожденная энергия). Другая связана с внешним дыханием и называется Хоу Тянь Ци (энергия следующего неба, т.е. появившаяся с первым вдохом, после отрезания пуповины). Подобная классификация аналогична краниосакральной терминологии принятой в современной медицине - первичный и вторичный респираторные механизмы. Первичный респираторный механизм реализуется вне прямой зависимости от легочного дыхания, его ритмическая активность продолжается даже после остановки сердца. Этот механизм имеется у плода и связан с врожденной механической активностью тканей, само же легочное дыхание включается, как известно, после прекращения плацентарного кровообращения и реализации с включением легочного круга кровообращения и легочного дыхания [2].

Первичный респираторный механизм ‑ это свойственные головному и спинному мозгу движения, заключающиеся в изменении краниокаудальной длины. Ритм этих движений составляет у взрослого человека в среднем от 5 до 12 раз в минуту [2]. Подобный механизм приводит к ритмической флюктуации цереброспинальной жидкости, движениям твердой мозговой оболочки, суставной подвижности костей черепа и крестца между подвздошными костями. Так как твердая мозговая оболочка прикрепляется к основанию черепа и крестцу, движения в черепе передаются и к копчику. Таким образом, череп, позвоночник и копчик работают как единая система.

Как известно, на всей протяженности этой системы располагаются зоны Захарьина-Геда. Это ограниченные участки тела, на которых при заболеваниях внутренних органов часто появляются отраженные боли, а также изменения чувствительности в виде болевой и температурной гиперестезии. Анатомо-физиологической основой возникновения таких зон является метамерное строение сегментарного аппарата спинного мозга, имеющего постоянную анатомическую связь, как с определенными участками кожи (дерматомами), так и с внутренними органами (спланхнотомами). В процессе эмбрионального развития взаиморасположение внутреннего органа и иннервирующего его сегмента спинного мозга значительно изменяется, однако, их нервные связи сохраняются. Например, яичник у эмбриона закладывается на уровне шеи, а в процессе созревания плода перемещается в полость таза, сохраняя при этом вегетативные нервные связи с шейной частью спинного мозга. Поэтому при воспалении яичника отраженная боль нередко локализуется в области шеи и надплечья (синдром Лапинского). При поражении внутреннего органа патологические импульсы по чувствительным нервным волокнам передаются в иннервирующий его сегмент спинного мозга и вызывают возбуждение сегментарного аппарата, включающего вторые нейроны кожной чувствительности и двигательные нейроны (иннервирующие мышцы). Длительное возбуждение приводит к истощению нейронов, которое проявляется гиперестезией, связанной со снижением порога болевой и температурной чувствительности в соответствующем дерматоме. Патологические импульсы по проводникам чувствительности проводятся в зрительный бугор и кору головного мозга, формируют ощущение боли, локализованной в пределах соответствующего дерматома. В возникновении зон Захарьина-Геда помимо спинальных механизмов, по-видимому, имеют значение и аксон-рефлексы [9].

Как это не удивительно, но аналогичные зоны можно найти не только в китайской системе Ци Гун, но и у многих других народов: в индийской йоге, суфийских психотехниках, каббале, а также ритуальных психопрактиках древних славян, безжалостно уничтоженных во время кровавого и насильственного крещения Руси (см. табл. 1) [12; 15; 16].

Таблица 1

Сравнение биоактивных зон человека в древних и современных системах

Индийская

Каббала

Древне-славянская

Эндокринная система

Ци Гун

Сахасрара

Кетер

Родник

шишковидная

Верхний даньтянь

Аджна

Даат

Чело

гипофиз

 

Вишудха

 

Горло

щитовидная

Средний даньтянь

Анахата

Тифарет

Сердце

тимус

 

Манипура

Есод

Ярило

надпочечная

 

Свадхистана

 

Живот

клетки Лейдига

Нижний даньтянь

Муладхара

 

Зарод

гонады

 

Таким образом, умение управлять краниосакральной системой может существенно влиять на все эндокринные системы организма, а, следовательно, и приводить к глобальным перестройкам в его работе.

Одним из ключевых навыков в китайской гимнастике Ци Гун является практика «закрывание-отпирание ворот», заключающаяся в умении напрягать или расслаблять дно таза. Сравним краниосакральную систему человека с представлениями Ци Гун. Скелет позвоночника состоит из 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных позвонков, крестца (5 сросшихся позвонков), копчика (3-5 сросшихся позвонков). Русское «крестец» именует кость, в окрестностях которой, т.е. по четырем сторонам или «по кресту» располагаются четыре сустава (два крестцово-подвздошных с поясничным отделом позвоночника и копчиком). Латинский термин крестца - os sacrum - происходит от понятий «священный», «таинственный», «сакральный» т.е. скрытая кость. В Ци Гун наиболее устойчивым термином для обозначения крестцово-копчиковой области является Вэй Люй. Вэй - дословно «хвост», что естественно обозначает копчик. Люй это «околица», «ворота на околице». Этот оттенок значения имеется и в русском языке - «крестец» (окрестности). В анатомическом смысле ворота, в данном случае - это компонент иероглифа Люй, обозначают не столько «проходы», сколько «сочленения». Применительно к крестцу это левый и правый крестцово-подвздошные суставы, между которыми и осуществляются движения крестца (то, что в краниосакральной технике называется «крестцовая помпа») [2].

Другой интересной особенностью методов Ци Гун является музыкотерапия. Математические расчеты показывают соразмерность длины позвоночника, размеров позвонковых дисков, высоты сегментов спинного мозга, длины спинномозговых корешков и т.д., и указывают на их связь с пропорциями ладовой структуры древнекитайских музыкальных инструментов. Таким образом, если сравнить пропорции лада со структурой позвоночника, основные музыкальные интервалы китайской пентатоники будут коррелировать с ключевыми сегментами (с переходами между отделами позвоночника и «верхушками» кифоза и лордозов), известные в биомеханике и мануальной медицине как «дуги» и «треугольники» являющиеся элементами постурального баланса [1].

В конце 50-х годов прошлого века было обнаружено наличие прямого и обратного пьезоэффекта в костях . Скорость прохождения звука в живой кости достигает 3500-4500 м/с, т.е. примерно в 10 раз быстрее, чем в воздухе ≈ 341 м/с, при комфортной температуре окружающей среды 
и нормальном атмосферном давлении. Среднестатистическая длина позвоночника средневекового 
китайца составляла около 77 см (включая копчик). Таким образом, резонансная частота среднестатистического позвоночного столба (по воздуху) была равна около 440 Гц,  что соответствует тону

Ля 1-ой октавы равнотемпрированного строя. Половина мензуры, Ля 2-ой октавы, соответствует уровню акупунктурных точек Цзюэ Инь Шу, связанных, прежде всего с сердечной деятельностью, далее с половыми органами и оболочками мозга (Синь Бао). Расстояние между наружными слуховыми проходами равно 19 см, т.е. четверть «мензуры» ‑ Ля 3-й октавы [1].

Помимо музыкотерапии в практики Си Суй Цзин особое внимание уделяется поколачиванию костей ладонью, пальцами, кулаками и различными предметами (бамбуковой палкой, мешочками с рисом и т.д.), различным видам хождения и притопывания по песку, камню, дереву сопровождаемым различными режимами «тихого» и «озвученного» дыхания, выкриками и т.п. Очевидно также, что в Си Суй Цзин, как и в ряде других подобных техник, применяется феномен акустического резонанса. Посредством подобных упражнений происходит укрепление костной системы, миофасциального аппарата и внутренних органов. Считается, что подобные тренировки в результате позволяют разрушать голыми руками предметы, прочностные свойства которых, во много раз превосходят прочность костно-суставного аппарата нетренированного человека. Например, удар молотом по голове мастера практики Си Суй Цзин вызывает легкую самовосстанавливающуюся деформацию черепа без каких либо патологических последствий, что неоднократно было зафиксировано видеосъемкой [1].

Для успешного выполнения любой техники Ци Гун специалист должен обладать способностью к саморегуляции и концентрации своего внимания, которые впоследствии переходит в динамическую медитацию. Психофизические комплексы Ци Гун, например, чередование расслабления и напряжения мышц с соблюдением равных промежутков времени, вырабатывают умение следить за ощущениями, возникающими от внешних и внутренних раздражителей, тем самым развивая умение управлять процессами возбуждения и торможения. При помощи психофизической саморегуляции удается снизить уровень нервно-психического напряжения, и тем самым ускорить процессы восстановления в других органах и системах организма.

В Ци Гун, как и во многих других, как древних, так и современных психотехниках (например, холотропное дыхание) используется ритмическое аэробное дыхание [13]. Благодаря такому типу дыхания в организме протекают следующие процессы:

1. Поддержание равномерной вентиляции и увеличение насыщения артериальной крови кислородом путем снижения напряжения дыхательной мускулатуры; установление нормального соотношения дыхательных фаз; развитие ритмичного дыхания с более глубоким выдохом; увеличение дыхательной экскурсии диафрагмы;

2. Развитие компенсаторных механизмов, обеспечивающих увеличение вентиляции легких и повышение газообмена путем укрепления дыхательной мускулатуры, увеличения подвижности грудной клетки и позвоночника, улучшения осанки;

3. Улучшение функций системы кровообращения;

4. Развитие способности к преодолению больших физических нагрузок.

Вследствие того, что дыхание носит аэробный характер, когда после врабатывания (3-7 минут) кислородный запрос удовлетворяется кислородным потреблением, влияние, оказываемое на организм, является следующим:

  • развивается гипертрофия сердца (тоногенная дилятация). Увеличиваются полости желудочков, особенно левого, растет систолический объем крови;
  • увеличивается жизненная емкость легких выше должных величин, за счет усиления дыхательных мышц и диафрагмы;
  • увеличивается масса крови до 20-30% и более, а также суммарное количество эритроцитов и гемоглобина. Следовательно, увеличивается кислородно-транспортная функция крови. Увеличивается суммарное количество лимфоцитов и антител. Следовательно, усиливается защитная функция организма;
  • происходит гипертрофия медленных мышечных волокон. Увеличивается количество плазмы, а в ней гемоглобина, гликогена, увеличивается объем и количество митохондрий, количество ферментов, следовательно, повышается адаптация к физической работе;
  • стимулируется деятельность красного костного мозга и выходит на верхнюю границу нормы без увеличения вязкости крови;
  • повышается умственная работоспособность.

Аэробные упражнения Ци Гун являются базовыми, так как посредством их полностью развивается организм в онтогенезе. Кроме того, они оказывают антигипоксический и теморегуляторный эффект (достаточный синтез АТФ и как следствие, достаточный синтез белка); психоэнерготонизирующий эффект (повышение работоспособности ЦНС, обеспечивающее высокую адаптацию к стрессовым воздействиям); снижение и регулирование массы тела; антисклеротический эффект; повышают резервы организма и, как следствие, способствуют борьбе со старением [4; 10]. Вышеописанные воздействия специального вида дыхания происходит во всех комплексах упражнений методики цигун, так как они сочетаются со всеми движениями, являясь их основой.

Таким образом, можно сделать вывод о коренной взаимосвязи между древними ритуальными психотехниками у различных народов. Наличия у них практически идентичной системы биоактивных центров организма, а также сходных приемов работы с этими центрами. В настоящее время практически все вышеописанные феномены можно объяснить с помощью известных физических полей и явлений. Вместе с тем наличие современных научных данных на текущем этапе не позволяет детально раскрыть механизмы оздоровительного эффекта этих психопрактик и требует более детальных исследований. Остается также открытым вопрос о физических механизмах дистантного взаимодействия периодически наблюдаемых в различных психотренингах. Наиболее вероятной здесь может являться гипотеза квантовой природы сознания Менского [14; 17].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  • 1. АхметсафинА.Н. Краниосакральная техника и китайская медицина // Мануальная терапия. 2003. №9. С.67-80.
  • 2. АхметсафинА.Н. О связи звукоряда со строением человека (на примере китайского звукоряда Люй Люй) // Искусство, наука, техника пути сопряжения: тезисы докл. 4-го науч.-практ. семинара. Уфа, 1989. С. 40-47.
  • 3. ГодикЭ.Э. Загадка экстрасенсов: что увидели физики. М.: АСТ-ПРЕСС, 2010. 352с.
  • 4. ИлюхинаВ.А., БокариусВ.Б., МатвеевЮ.К., РумянцеваО.М. Методологические подходы к психофизиологическому обоснованию возможностей коррекции эмоциональных расстройств динамическим полем звуковых волн в режиме сверхмедленных физиологических процессов // Физиология человека. 1994. Т.20. №4. С. 120-131.
  • 5. КаструбинЭ.М. Трансовые состояния и поле смысла М.: КСП, 1995. 370с.
  • 6. КобзевА.И. Классификационная схема «Пять элементов У Син» // Тезисы и доклады. Ч.1. М.: Наука, 1982. С. 34-48.
  • 7. Козина А. Почему они выигрывают? // Российская газета. 2008. 21авг.
  • 8. Линь Хоушэн, Ло Пэйюй. Секреты китайской медицины. Новосибирск: ВО Наука, 1993. 414с.
  • 9. Малая медицинская энциклопедия / гл.ред. В.И.Покровский. 2-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1991-96. Т.2. 3520с.
  • 10. Недзьвед Г.К., Мурзич К.В., Адамович Г.Э. Методика цигун в реабилитации больных с неврологическими проявлениями остеохондроза позвоночника. Мн.: ПолиБиг, 1999. 102с.
  • 11. Пак Чже Ву. Лекции по Су Джок терапии. M.: СУ ДЖОК АКАДЕМИЯ, 1995. Ч. II. 371с.
  • 12. ХалоП.В. Истоки современных психотехнологий. Ч. III / Таганрогский гос. радиотехн. ун-т, 2006.. 313с. Деп. в ВИНИТИ 09.01.07 №1-В2007.
  • 13. ХалоП.В. Методы совершенствования сессий холотропного дыхания (из десятилетнего опыта работы) // Мат-лы VII науч.-практ. конф. преподавателей, студ., аспирантов и молодых ученных. Т.1. Таганрог: Изд-во ТИУиЭ, 2006. C. 144-147
  • 14. ХалоП.В., Галалу В.Г., Омельченко В.П. Модели и принципы активации резервных возможностей организма // Изв. ЮФУ. 2010. №9. С. 63-70.
  • 15. Хмелевский Ю.В. Здоровьеведение. М.: Советский спорт, 2000. 192с.
  • 16. Хмелевский Ю.В. Китайские точки, индийские чакры - миф или реальность? Режим доступа: http://health.mpei.ac.ru/chakr.htm
  • 17. HaloP.V., GalaluV.G. Quantum horizons of human redundant opportunities // Congress "AIS-IT'2010". M.: Physmathlit, 2010. С. 56-63.

 

Статья предоставлена: Тренинговым Центром "ЛИЛА"

Направления: