Что такое здоровый образ жизни?

Хорошее здоровье - это умение и труд содержать свое тело и мысли в порядке.

Чтобы быть здоровым и успешным, нужно вести здоровый образ жизни. Как часто мы слышим  эти слова. На вопрос, а что же такое ЗОЖ, многие люди отвечают, что в основном это не злоупотреблять алкоголем, не курить, полноценный сон и отдых, сбалансированное питание, физические упражнения.

Мне хочется немного расширить представление о том, что же такое ЗОЖ.

Жизнь человека условно можно разделить на семь основных сфер жизнедеятельности, в каждой из которых ему нужно проявляться гармонично. Международная научная школа Универсологии предлагает стандарт модели ЗОЖ по  7-ми уровням здоровья,  как  образец, по которой любой человек может определить,  на каком уровне  у него проблемы и, следовательно, могут возникнуть заболевания.

7 уровней здоровья

1 уровень - физический, личностный.

На этом уровне человек заботится о материальном благополучии, наличии ресурсов для жизни и своего развития, о своем комфорте в существовании: о физическом здоровье, питании, о материальных и бытовых условиях, о достаточности финансовых средств.

2 уровень - эмоциональный, межличностный.

Здесь человек взаимодействует с людьми по цепочке взаимоотношений: семья, родственники, сотрудники, друзья, соседи, знакомые. От того, как человек выстраивает  с ними отношения, зависит его здоровье. Это эмоционально-чувственное самовыражение личности. На этом уровне  человеку нужно научиться контролировать  свои эмоции, уметь искренне, доброжелательно относиться к людям на основе уважения друг  друга и взаимопонимания.

3 уровень - производственный, деятельный.

Это умственные, интеллектуальные  способности и навыки  человека, позволяющие эффективно управлять жизненными обстоятельствами, своими отношениями, способность достигать результата. Здесь необходимо понять, что здоровье зависит от смысла деятельности и ее полезности для  других людей, общества. 3-й уровень – это ответственность за свое пространство, свою жизнь, активность в ней.

На этом уровне человек получает результаты своего труда и испытывает радость от своих достижений.

4 уровень - социальный.

Это востребованность в социуме и  адаптация человека в обществе к любым ситуациям и условиям. Признание и авторитет в коллективе, социальный статус.  Необходимо рассчитывать свои силы, планировать свою деятельность, соизмерять свои возможности и стремления. От занятости, полезности в социальной сфере также зависит состояние здоровья каждого человека. С этого уровня начинается служение общему благу. Проблемы этого уровня проявляются  у человека в виде одиночества, страхов,  агрессии, депрессии, заболеваний сердечнососудистой системы.

5 уровень - коллективный.

Это творческое, осознанное, ответственное, согласованное управление коллективными отношениями. Умение  гармонично взаимодействовать в коллективах: семейном, родственном, трудовом,  с единомышленниками, друзьями. На этом уровне определяется  творческая направленность человека, согласие в коллективе и согласованность в общих делах.  Это и самоактуализация в определенной профессиональной сфере, которая является развитием  возможностей человека и полной реализацией  в жизни.

6 уровень - общественный, ценностный.

Этот уровень определяется направленностью человека на формирование системы жизненных ценностей. Человек хочет найти свое место в обществе, получить признание людей,  быть сопричастным к общему делу.

На этом уровне человеку следует соблюдать нравственно-этические правила, поступать по совести, как подсказывает сердце. Учиться выстраивать иерархию отношений, не нарушая субординацию. Не допускать конфликта между моральными установками и законами, по которым развивается общество и природа.

7 уровень -  общечеловеческий, мировоззренческий.

Реализация своего предназначения, мечты, целей в жизни, дальнейшие перспективы.

Если человек не видит  смысла в своей жизни, образа будущего, ставит ложные цели, теряет мужество и надежду, ослабляет волю, то он теряет то, кем бы мог стать по своему предназначению.

Результатом искаженного мировоззрения, которое ограничено догматами современно мира,  становится непонимание человеком заложенных в нем возможностей, утрата способности испытывать радость, счастье.

Человеку нужно осознать себя частью общества, клеткой мироздания. Он должен взять на себя ответственность за происходящее на нашей планете, за общечеловеческие ценности,   за сохранение мировой культуры, заботиться об  экологии.  Из этого складывается здоровье нации, человечества, природы.

Проблемы на 7-ом уровне проявляются у человека в виде безысходности, безнадежности, бесцельности, неверия, а на физическом теле в виде заболеваний центральной нервной системы и головного мозга.

Отношения человека с миром - это целостная, универсальная система. Рождаясь, человек вступает в систему отношений. Проживает же их каждый по-своему: индивидуально, неповторимо, уникально. Нарушение универсальных законов взаимодействия создают проблемы в 7-ми сферах  жизни. Это приводит человека к целому ряду трудностей: к конфликтам,  стрессу, одиночеству,  болезням.

Чтобы преодолеть эти пороки, человеку необходимо формировать новое мировоззрение, как системно-логическое мышление, как видение связей предназначения своей жизни с образом своего будущего и образом будущего человечества. Неверие преодолевается тем, что человеку нужно научиться верить в жизнь!  Верить в жизнь – означает верить в то, что окружающий человека мир (люди, события,  ситуации) дан ему не случайно, а во имя реализации его предназначения, которое проявит уникальность человека и раскроет полноту его жизни.  А значит, человек должен учиться преодолевать односторонность в развитии ( в основном  мы «сидим» на 1-ом и 2-ом уровнях – дай и хочу удовольствий)   и поэтапно проявляться в окружающем мире по 7-ми уровням  жизнедеятельности. Это и есть полнота жизни и залог здоровья, счастья, успеха и благополучия.

В этом случае человек обретает счастье и радость сотворчества, здоровье и красоту отношений. Он постигает величие возможностей человеческого духа.

Это и есть основа, модель здорового образа жизни!

Семашко Валентина Васильевна

Направления: